статьи

Стили Семи Эпох


Понятие стиля занимает очень важное место в отношениях Ши с окружающим миром. Причина этому - их стремление доводить все до совершенства и определенный консерватизм в выбранном пути.

В отличие от других народов Старшие Ши всегда очень четко придерживаются единства стиля: в строениях, одежде, украшениях, декоре домашней утвари, оружия, праздничных и ритуальных предметов и т.д. Считается неприличным и недопустимым смешивать стили, например, ходить по дому Древнего периода в одежде Великого Времени. Для хозяина дело чести обеспечить гостя соответствующим одеянием и необходимыми предметами быта. Все стили, принятые Ши в этом мире, ревностно охраняются и поддерживаются по сей день, поэтому не удивляйтесь, если при посещении особо выдающегося строения вам предложат переодеться.

В связи с таким постоянством определение стиля, как правило, не составляет особого труда.


С первой эпохи прихода Ши, когда о стилях никто не думал, потому что первоочередной задачей было выживание и познание окружающего мира, в обновляющейся культуре выделились два направления: земное и водное. Конечно, их появление было связано не с желанием объять необъятное, а с банальным выбором места укрытия. Напомним, что в те времена господствующее положение в этом мире занимали драконы, поэтому правильное укрытие означало долгую жизнь. Леса и холмы дали начало земному направлению, а водопады и водоемы – водному. В Века Кровавых Крыльев эти два направления обособились еще больше и практически не пересекались до Эпохи Ухода.

Принятое название для земных стилей – Стили Семи Эпох. Они распределяются по временной прямой, хотя возникновение и затухание часто не совпадают с границами соответствующей эпохи, и, как уже говорилось ранее, все стили живы и находят применение в современности.


Стиль Эпохи Перехода особой культурной ценности не имеет. Он был выделен во Время Больших Итогов, в Эпоху Ухода, для того, чтобы как-то обозначить момент прихода и обживания Ши в этом мире. У него нет ярких особенностей и нововведений, в основном это, вынужденные борьбой за выживание, изобретения или наследство предыдущего мира. Памятников той Эпохи на сегодняшний день почти не осталось, да и те, что остались, ценятся больше своей древностью, чем культурным вкладом в историю Ши.


Древний стиль возник, когда основная масса переселяющихся Ши уже прочно осела в этом мире, создала свою собственную социальную структуру, а главное – хорошо изучила окружающую природу и прочно вплела ее в свое существование. Он отличается, прежде всего, полным отсутствием стилизованных форм, орнаментальных элементов и прочих упрощений. После кровавых войн и вынужденного по такому случаю аскетизма каждому хотелось выделиться, и это желание вылилось в полное неприятие симметрии и повторения. Так как самым выдающимся творцом у Ши всегда считалась природа, то и мастера стремились придерживаться исходных натуральных форм.

Самые заметные прорывы в этот период произошли в архитектуре. Именно тогда появились первые листочковые крыши, что вызвало настоящий переворот в подготовке строительных материалов – до сих пор технология янтарного дерева считается одним из величайших изобретений Ши.

В Древнем стиле (не только в строительстве) основным материалом было дерево. Камень использовался мало, совсем не использовался металл. Керамика присутствовала в доме только для черных бытовых нужд и искусством не считалась. Для белых нужд, а так же для оружия и украшений сначала добывали обсидиан и кварц, а с повышением спроса стали варить стекло сами. К концу Древней Эпохи стекло научились сплавлять с металлом. Удивительно красива посуда этого времени: разнообразные формы, расцветки, всевозможные вкрапления и вливания. Во все последующие века и стили стекольщики Древней Эпохи считались непревзойденными, и даже заносчивые мастера Великого Рассвета не гнушались заказывать у них необходимые детали к своим произведениям. Одежде в тот период особого внимания не уделяли, она была максимально проста и в материале, и в крое, так как избежать симметрии не в убыток удобству практически невозможно, поэтому выделиться старались в первую очередь украшениями: нитями, паутиной и кистями бус (позже это снова, в несколько измененном виде, будут использовать в Великом стиле). А так же убранством небоевого оружия. Некоторые так усердствовали в последнем, что до сих пор известна поговорка: "Разряжен как древний меч".


Возникновение Взметающегося стиля связывают с первым применением камня в строительстве стен. Вообще, понятие "стена" как конструктивный и самостоятельный элемент появилось именно в этот период. А так же наиважнейшее понятие "окно". К концу Древней Эпохи стало ясно, что с царствованием драконов покончено, и потребность прятаться отпала окончательно. Строения устремились ввысь, и дерево уже не обеспечивало необходимой надежности конструкции. Хотя камень Ши начинали использовать неохотно, мешая его с растительными материалами (крыши большинства зданий Взметающегося стиля – деревянные листочковые). Но после появления Замка Ветров, строительство которого было величайшим экспериментом и риском в архитектуре Ши, камень стали использовать смелее. Все же его старались облегчить резьбой, внутренними сводами и подъемами, арками, утончением и разбивкой несущих элементов (колонн, внутренних стен, контрфорсов) и т.д. Окна старались делать, где только возможно; обычно это узкие длинные стрельчатые проемы, закрытые цветными стеклышками разных оттенков: зелеными снизу и синими сверху. Прозрачного белого стекла в то время еще не знали. В такие окна трудно что-либо разглядеть, но свет они пропускают хорошо и оживляют помещение игрой цветов и отблесков. Окна делали глухими, а для проветривания использовали Двери Ветра (трубки, идущие с улицы с подветренной стороны в помещение и обеспечивающие таким образом необходимую циркуляцию воздуха).

На этот же период приходится рассвет гобеленного искусства, обусловленный необходимостью утеплять каменные стены. На гобеленах изображались боевые сцены времен войн с драконами и сценки из мирной жизни Ши. До Великой Эпохи они оставались исключительно художественными произведениями, подчиняясь только фантазии мастеров, и соответственно не представляют никакого интереса для историков.

Характерной чертой Взметающегося стиля является движение вверх. Достигалось это предельно допустимым увеличением высоты при максимально уменьшенном основании и небольшом, но заметном, раскрытии верхней части. В это же время появились первые попытки стилизации и упрощения, как правило, в мелких изделиях: украшениях, одежде и незначительной домашней утвари. Украшения больше не маскируют одежду. Наоборот, они теперь только подчеркивают и дополняют особенности кроя, хотя это не так ярко выражено как в следующий период. Ювелиры начинают активно использовать металлы: золото, серебро, медь, сплавы со стеклом. Стекло по-прежнему – основной материал для украшений. Драгоценные камни все еще никому не пришло в голову обрабатывать.


Когда Ши настолько оторвались от земли, что это стало их тяготить, возник Ниспадающий стиль. Ошибочно было бы считать это время упадком, так как развитие многих ремесел и искусств шло едва ли не быстрее, чем за всю предыдущую историю.

Движение вниз, к земле, стало доминирующим. Формы – расширяющиеся внизу, зауженные наверху, каскады, капли, наклоны и многослойность. Наиболее заметные изменения произошли в архитектуре и одежде. Строения сползли со скал и холмов в леса и долины, расплылись террасами и галереями по окрестностям. Вы не найдете здания Ниспадающего стиля выше двух этажей. Множественные внутренние дворики, садики, беседки и водоемы разделялись крытыми галереями, мостками, огороженными дорожками, комнатками для гостей, хозяйственными постройками, прихотливо изогнутыми крыльями основного здания. Так же Ниспадающему стилю мы обязаны появлением висячих куполов. Первые висячие купола напоминали скорее воронку и делались в беседках над водоемами; в полу таких беседок было отверстие, куда во время дождя с купола сливалась вода. Довольно скоро мастера стали развивать свое изобретение, и купола с простых надводных беседок переехали на большие залы неправильной формы, обзавелись несколькими сливами, разнообразными отводами для воды, усложнились формы поддерживающих столбов и арок. Верхом архитектурного искусства этой эпохи по праву считается Замок Дождей, расположенный под водопадом и использующий воду как один из конструктивных элементов. Зал Сумеречного Леса и Лестницу Вечного Дождя даже мастера водного направления называют одним из величайших достижений в строительстве.

В одежде важнейшую роль играл крой. Его постоянное усложнение снижало удобство в носке. Чтобы хоть как-то это уравновесить, приходилось изобретать новые ткани, более тонкие, эластичные, обладающие свойствами, необходимыми для конкретной задумки мастера. Привычные материалы (растительные волокна, шерсть и шкуры) уже не могли обеспечить все нужды подобного производства. Так для производства тканей стали использовать растительный пух, нити и кожу морских животных, пух и перья птиц, нити насекомых и пауков, металлические и в некоторых случаях даже стекло-металлические нити, бумагу и многие другие материалы. Украшения служат только для подчеркивания ведущих линий одежды и задания направления движения, и, как правило, создаются под конкретный комплект одеяний в качестве декоративного элемента. Хотя и при таких условиях мастера-ювелиры умудряются создавать шедевры.

В эту же эпоху изобретено белое прозрачное стекло, и как его разновидность – хрусталь. Правда, идет оно в основном на посуду, украшения и архитектурные конструкции. А так же стали обрабатывать полудрагоценные и драгоценные камни, в основном те, рисунок которых не представляется возможным воссоздать в стекле.

В интерьере главенствовала ткань (драпировки, ширмы, межкомнатные перегородки, натяжные потолки и т. д.), стекло (сливы, отводы, зеркала и ширмы, декоративные столбы и арки, и пр.) и дерево, как фон для предыдущих двух материалов.


Великую Эпоху принято отсчитывать от первых столкновений Ши с другими народами, в основном - с народами гор, но в одно время была серьезная угроза войны с "проопылками" (потомками от смешанных браков Старших Ши, принадлежащих водному направлению, и водных обитателей). Так что фактически Великий стиль – это попытка доказать свое превосходство через культурный выпендреж и желание произвести впечатление на недружественный окружающий мир. Такое поведение свойственно молодым, поэтому иногда Великий стиль называют Стилем Зеленых Зерен.

Все развитие этого времени было направлено на "овеличивание" культуры и быта. Строения перестали сливаться с пейзажем, потеряли легкость. Архитекторы старались подчеркнуть массивность основания, увеличивая высоту и ширину фундамента, слегка зауживая его к верху. Вдоль стен часто пускали узкие галереи и террасы с периллами из тонких планок, чтобы через контраст еще больше выделить фундамент. Внутренние помещения получили четкое деление на жилые, гостевые и парадные. Жилые помещения относили в заднюю часть дома, а то и вовсе в отдельное строение. Их обычно не поднимали на высокий фундамент и окружали садом или густым парком. Гостевые и парадные помещения старались делать так, чтобы на каждом шагу встречать посетителя роскошью, богатством и напоминанием о величии Ши.

Быстрыми темпами развивалась скульптура. Впервые появились статуи, изображающие героев истории Ши, а не привычных животных и растительные орнаменты. Статуи в основном резались из камня, и лишь к концу Эпохи в ход пошла глина.

Были основаны первые живописные школы. Искусство рисования на этот момент – чисто прикладное. Мастера занимались тем, что разрисовывали стены в залах и галереях исторически значимыми сценами. Часто подобные картины инкрустировались натуральными драгоценными камнями или кусочками стекла.

Развитие костюма подчинялось тем же принципам, что и архитектура. Массивность, роскошь, внушительность – все, что может подчеркнуть превосходство обладателя этих одежд над окружающими. Тяжелые ткани теплых оттенков, вышивка золотом, камнями. Парадные одеяния Великой Эпохи отличаются пышностью и часто ни тканями, ни покроем абсолютно не годятся для повседневной носки. В таком наряде волей-неволей приходится вести себя величаво: двигаться неторопливо, спину держать прямо, плечи – ровно, есть-пить осторожно и мало и т. д.

В попытке перещеголять горные народы ювелиры Ши, наконец, в полной мере освоили обработку драгоценных камней. В металлах место традиционного серебра заняло золото. Украшения Великого стиля – широкие, толстые полосы металла с крупными сверкающими камнями, но по-прежнему популярен растительный орнамент, очень редко появляется животный.

Даже посуду в этот период делали в основном из камня. Стекло активно использовали в архитектуре. Также пошло бурно развиваться гончарное искусство, что в следующую Эпоху вылилось в настоящую манию не только среди Старших Ши, но и у других народов.



Продолжение и иллюстрации будут позже...

триОками


   

статьи

Hosted by uCoz